МАРКЕТИНГ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки маркетолога.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
V. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
5. Определение объема и процедуры выборки, организация
сбора данных при проведении маркетингового исследования
Все множество изучаемых объектов (потребители, конкуренты, магазины и др.)
в целом называется генеральной совокупностью или просто совокупностью.
Иногда совокупность является достаточно малой по своей численности и можно изучить
все ее составляющие. Чаще всего для экономии времени и средств проводится изучение
только части совокупности, называемой выборкой. Выборка – группа
элементов совокупности, призванная олицетворять собой совокупность в целом.
Этапы разработки выборочного плана:
1. Определение соответствующей совокупности согласно поставленным
целям исследования.
2. Получение «списка» совокупности для установления контура выборки.
3. Проектирование выборочного плана – определение состава и объема
выборки.
4. Определение методов доступа к совокупности.
5. Достижение нужной численности выборки.
6. Проверка выборки на соответствие требованиям.
7. В случае необходимости формирование новой выборки.
При формировании состава выборки используются вероятностные (случайные)
и невероятностные (неслучайные) методы.
Выборка называется вероятностной, если все единицы совокупности имеют известный
шанс (вероятность) быть включенным в выборку. Вероятностные методы формирования
выборки включат в свой состав простой случайный отбор, систематический отбор,
кластерный отбор и стратифицированный отбор.
Невероятностные методы формирования выборки включают: отбор на основе принципа
удобства, отбор на основе суждений, формирование выборки в процессе обследования
и формирование выборки на основе квот.
Для определения объема выборки на практике используют следующие подходы:
– произвольный подход, основанный на применении «правила большого пальца»
(например, бездоказательно устанавливается размер выборки в 5 % от
совокупности);
– определение объема выборки на основе неких заранее оговоренных
условий (например, заказчик исследования знает, что при изучении общественного
мнения выборка составляет 1000 – 1200 человек, и рекомендует придерживаться
данной цифры);
– определение объема выборки исходя из бюджета исследования;
– определение объема выборки на основе статистического анализа (определяется
минимальный объем выборки исходя из определенных требований к надежности
и достоверности получаемых результатов).
Наиболее теоретически обоснованный подход к определению объема выборки основан
на расчете доверительных интервалов.
При организации сбора данных выделяют три альтернативных подхода: сбор осуществляется
силами предприятия либо специально созданной временной группой, либо осуществляется
заказ сбора данных у специализирующихся на этом компаний.
Кроме ошибок выборки, связанных с методом формирования выборки и размером выборки,
существуют невыборочные ошибки. Их можно разделить на следующие пять групп:
1) все типы ошибок, условленные тем, что не все респонденты выборки дали
ответы;
2) ошибки сбора данных;
3) ошибки обращения с полученными данными;
4) ошибки анализа собранных данных;
5) ошибки интерпретации полученных результатов.
Невыборочные ошибки можно также классифицировать на ошибки лиц, осуществляющих
сбор данных, и респондентов. Кроме того, невыборочные ошибки подразделяются
на преднамеренные и непреднамеренные.
Контроль преднамеренных ошибок интерьеров осуществляется двумя способами: путем
надзора за их работой (например, сопровождение контролирующими лицами, прослушивание
телефонных опросов) и путем проверки выполненной работы (например, проверка
согласованности ответов респондента, повторные контакты с респондентами).
Уменьшение непреднамеренной ошибки интерьеров осуществляется путем проведения
ориентационных сессий и путем разыгрывания ролей (интервьюер – респондент).
Контроль преднамеренных ошибок респондентов направлен на снижение числа
случаев лжи и отказов участвовать в обследовании. Для уменьшения непреднамеренных
ошибок респондентов в первую очередь необходимо тщательно прорабатывать вопросники
и инструкции к ним.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Определение об отказе в передаче надзорных
жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума
Верховного Суда Российской Федерации
Определение о передаче надзорных жалобы,
представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума
Верховного Суда Российской Федерации - Гражданский процессуальный кодекс
Определение недвижимости: Упражнения
Определение по делу об административном
правонарушении
Определение подсудности при соединении уголовных
дел - ст.33 УПК РФ
Определение порядка и срока исполнения решения
суда, обеспечения его исполнения
|