МАРКЕТИНГ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки маркетолога.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
I. ЭКОНОМИКА
18. Спрос на факторы производства
В отличие от спроса на продукты конечного потребления, спрос на факторы производства
имеет производный, вторичный характер. Производный характер объясняется тем,
что потребность в факторах производства возникает лишь в том случае, если с
их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские
блага.
Спрос на любой фактор производства находится в прямой взаимосвязи со спросом
на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства.
В то же время существует обратная зависимость между спросом на ресурс и его
ценой, что является следствием уменьшения предельного продукта ресурса в денежном
выражении.
В связи с тем, что все факторы производства, с одной стороны, являются взаимозаменяемыми,
а с другой – взаимодополняемыми, спрос на факторы производства – это взаимозависимый
процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня
цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы
и факторы.
Рынок труда – это сфера взаимоотношений покупателей и продавцов трудовых
услуг. Как и любой рынок ресурсов, он формируется за счет взаимодействия спроса
и предложения. Рынок труда имеет свои особенности. Спрос на труд считается
вторичным, производным от первичного спроса на готовые продукты, и особенно
на потребительские товары. Основным фактором, формирующим спрос на труд, является
потребность производства в людских ресурсах. Закон спроса на труд: чем
меньше заработная плата, тем больше величина спроса на труд.
Зарплата рассматривается как факторный доход и предстает как цена труда. В
широком смысле зарплата – это все вознаграждения, получаемые работником (все
виды доходов), в узком смысле зарплата – это ставка зарплаты, т. е. цена, выплачиваемая
за единицу труда в течение определенного интервала времени. Номинальная заработная
плата (W), реальная заработная плата (W/P) – это то, что мы реально можем
купить на эту сумму денег.
Предложение труда – количество труда, которое может быть предложено
производству (фирмам) по определенной цене – заработной плате и в определенное
время. Закон предложения: чем больше заработная плата, тем больше величина
предложения труда. Субъекты спроса на рынке труда – фирмы и государства, а субъекты
предложения – домашние хозяйства.
Для рынка труда в условиях совершенной конкуренции характерно:
– взаимодействие на рынке стольких продавцов и покупателей, что никто
не может повлиять на ставку зарплаты;
–наличие одинакового уровня квалификации у всех рабочих;
– мобильность рабочих, т. е. нет преград для перехода с одного места
работы на другое.
Равновесная ставка заработной платы и равновесный
уровень занятости данного вида труда определяется на пересечении кривых спроса
и предложения труда (рис. 18.1).
|
|
Рис.18.1. Равновесие на совершенно конкурентном
рынке
|
Здесь DL отражает предложение продукта в денежном выражении в данной
отрасли; SL показывает предложение труда в альтернативных отраслях.
В точке Е MRPL=MRC,
т.е. W1 – оптимальный уровень зарплат, а N – оптимальное предложение
труда.
Эффект замещения (рис. 18.2) наблюдается до точки I: при росте зарплаты
рабочие отказываются от свободного времени для увеличения заработка. Эффект
дохода после точки I: рабочие при высокой зарплате больше ценят свободное
время.
|
SL отражает общее количество рабочего времени, которое согласна
отработать какая-либо категория рабочих при данной величине заработной
платы.
|
Рис. 18.2. Эффект дохода и замещения
|
|
Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции характеризуется:
- воздействием предпринимателей на
спрос на труд, а, следовательно, и на ставку заработной платы;
- влиянием профсоюзов на предложение
труда, а значит, и на ставку заработной платы.
Следовательно, рынок труда может быть монополизирован как со стороны спроса
(модель монопсонии – как правило, одна фирма – работодатель), так и со стороны
предложения труда (модель с профсоюзом).
Для рабочих монопсония на рынке труда оборачивается потерей рабочих мест и
снижением заработной платы, т. е. они получают ставку зарплаты, меньшую, чем
их предельный продукт в денежном выражении. Монопсонист сокращает занятость
для того, чтобы снизить ставку заработной платы аналогично тому, как монополист
на рынке благ сокращает производство с целью повышения цены на свой продукт.
Главной экономической задачей профсоюзов является повышение ставки зарплаты.
Основными способами достижения данной цели являются: стимулирование спроса на
труд (путем изменения неценовых факторов); ограничение предложения труда; организация
давления на предприятия и государство.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Спрос на деньги
Спрос и предложение труда (Фролова Т.А.)
Спрос и предложение труда
Сравнение методов оценивания параметров
Зубанов Н.В. Анализ устойчивости относительно поставленной цели как один из подходов к описанию функционирования организации в условиях неопределенности: Сравнение результатов применения различных критериев оптимизации
Сравнение структур управления
|