МАРКЕТИНГ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки маркетолога.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
I. ЭКОНОМИКА
14. Монополия
Монополия – это фирма (отрасль), производящая продукцию, не имеющую
заменителей. Поэтому фирма – монополист диктует цену на свою продукцию.
Монополия выступает в следующих формах:
1) закрытая – защищена от конкуренции юридически: авторитаристским
правом, патентом;
2) открытая – не имеет специальной защиты от конкуренции (фирмы,
впервые вышедшие на рынок с новой продукцией);
3) естественная – эксплуатирующая уникальные природные ресурсы (электросети,
компании водоснабжения, газовые предприятия).
Данная классификация весьма условна: некоторые фирмы-монополисты принадлежат
к нескольким видам сразу.
Монополия, продающая продукцию всем покупателям по одной цене, называется простой.
Монополист, проводящий ценовую дискриминацию, продает свою продукцию
разным потребителям по разным ценам. Ценовая дискриминация монополиста
проводится:
1) по объему покупки (опт и розница);
2) покупателю (по доходам, возрасту). Например, продажа авиабилетов
бизнесменам и туристам. Для последних назначена более низкая цена, так
как они, собираясь в турпоездку, заказывают билеты заранее и могут выбрать
более дешевый вид транспорта (спрос эластичен). У бизнесменов срок заказа
более короткий (чаще в последний момент), поэтому альтернативы практически
нет (спрос неэластичен);
3) разным ценам на внутреннем и внешнем рынках.
Проведя условную дискриминацию, монополист максимизирует прибыль, охватывая
большую долю рынка.
Так как монополист на рынке функционирует один, то кривые спроса для фирмы
и отрасли совпадают (рис. 14.1). Монополист выбирает такую комбинацию цены и
объема (в отличие от конкурентной фирмы, которая выбирает только объем), которая
позволит получить максимальную прибыль.
Монополист максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукции, при котором
предельный доход равен предельным издержкам (рис. 14.1):
MR=MC.
В отличие от рынка современной конкуренции, цена монополиста превышает MC
P>MC=MR.
Таким образом Pm и Qm
– цена и объем, максимизирующие прибыль. Если бы Qm
был произведен в условиях совершенной конкуренции, он был бы продан по Pk
(в условиях конкурентного рынка P=MR=MC).
Так как Pm> Pk,
а Pm> MR=MC, следовательно Pm
Pk – величина монопольной власти(L).
Источником монопольной власти является низкая эластичность спроса по цене
.
Рис. 14.1. Максимизация прибыли фирмой-монополистом
То есть чем более неэластичен спрос на продукцию монополиста, тем больше его
монопольная власть, тем больше его прибыль. Так как цена монополиста Pm>
Pz (себестоимость QM),
величину прибыли характеризует прямоугольник PmmzPz.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Монополия
Монополия (Фролова Т.А., 2009)
Монополистический капитализм
Монополия. Естественная монополия. Ценовая дискриминация
Монтажист (Выпуск №55 ЕТКС )
Монтажник
|