МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА
6. Социофакторы и этика менеджмента
Менеджмент как деятельность реализуется в организациях,
которые состоят из людей. С этой точки зрения очевидно, что менеджмент представляет
собой социальное явление. И, действительно, управление в социальных системах
имеет целью координацию деятельности разных людей (что особенно важно в условиях
разделения труда). А, следовательно, менеджмент тесно связан с социальными процессами
и явлениями.
До средины ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества базировался
на следующих положениях:
- «что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества»;
- «дело бизнеса – бизнес»;
- надо реализовать принцип свободного предпринимательства
(прибыль должна получаться при минимальных ограничениях со стороны общества).
Однако с началом НТР возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений
порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений:
законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда, антитрестовские
и т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных
цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора,
политического влияния, загрязнения среды и т.д. Все это привело к значительному
усилению контроля за деятельностью фирм по следующим направлениям: технические
характеристики товара, объем производства, загрязнение среды); процессы производства
(охрана труда, нормы загрязнений, контроль заработной платы, обеспечение занятости);
поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины); прибыль (утаивание,
распределение); доступ к ресурсам; управление (участие рабочих; решения, связанные
с занятостью).
В то же время фирма – «генератор богатства»
общества, так как генерирует товары и покупательную способность для их приобретения;
поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал;
создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе; обеспечивает собственный
рост. Для реализации всего этого необходимы многочисленные сложные связи и,
очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как
их регулирует и контролирует.
Анализ корпоративной стратегии отношений с обществом должен охватывать
три основных направления: анализ целей, анализ ограничений, анализ внешнего
силового поля, в котором действует фирма. Подход к выбору предпочтительных целей
должен учитывать основные группы, действующие в «поле» фирмы и их интересы:
общество в целом, местная община, держатели акций, кредиторы, потребители, менеджеры,
работники наемного труда. Интересы групп, действующих в «поле сил» фирмы, могут
быть и противоположными, и совпадающими, и нейтральными, поэтому необходим анализ
возможных коалиций и выбор предпочтительной стратегии.
Таким образом, можно сказать, что коммерческая стратегия фирмы трансформируется
в коммерческо-социально-политическую стратегию. Соответственно фирмам
и их руководителям необходимо:
- осуществлять идеологическую переориентацию на действия в социальной
среде;
- сширять систему информации на социально-политическую область;
- учиться понимать политические процессы и политическое поведение;
- создавать инфраструктуру для политических действий;
- учитывать социальные аспекты в системе стимулов и вознаграждений;
- соответствующим образом отражать все это в структуре управления
фирмой.
На рис.6.1 представлены приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной
ответственности
Рис.6.1. Приоритеты фирмы с точки
зрения ее социальной ответственности
Социальная роль – это способ поведения,
который соответствует принятым в сообществе людей нормам, выражающимся в ожиданиях
окружения. Социальная роль распадается на ролевое поведение, то есть те конкретные
действия, которые совершает человек, и ролевые ожидания – то, чего ждут от носителя
роли окружающие. Естественно, между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда
обнаруживается совпадение, а потому общество создает систему социального контроля,
важной частью которой является совокупность санкций – наказаний за отклонение
от ролевых ожиданий.
Ответственный подход менеджера к своему делу состоит в формировании
наиболее благоприятных условий для долговременного экономически эффективного
функционирования предприятия. Такому подходу отвечает предпринимательство в
рамках существующих легальных возможностей и на основе общепринятых морально-этических
норм. Законопослушный добропорядочный менеджер должен принимать решения, исходя
в равной степени из интересов фирмы, общества и своих собственных. Пренебрежение
любым из этих факторов нарушает нормальное функционирование предприятий и в
лучшем случае ведет к их свертыванию.
Позиция менеджеров играет большую роль при принятии
решений, в которых должны сочетаться этические и коммерческие (деловые) стандарты
поведения. В процессе управления менеджер
должен учитывать четыре основных аргумента, которые могут привести к неправильному
поведению.
1. Уверенность в том, что данная деятельность не выходит
за границы этических и юридических норм.
2. Уверенность в соответствии данной деятельности интересам
индивида или организации и в том, что от индивида ожидают именно подобных действий.
3. Уверенность
в том, что данная деятельность «безопасна», поскольку никогда не будет разоблачена.
4. Уверенность
в том, что если данная деятельность помогает организации, то организация отнесется
к менеджеру снисходительно и даже благожелательно, защитит человека, который
занимается такой деятельностью.
Руководство несет ответственность за создание морального климата
внутри организации. Менеджеры высшего уровня должны быть ответственны за определение
границы лояльности по отношению к возможной противозаконной деятельности организации.
Поскольку эта граница (предел) в момент кризиса может исчезнуть или быть размытой,
постольку она должна быть четко определена. Менеджеры вправе ожидать лояльности
от сотрудников в условиях конкуренции, однако они не могут ожидать лояльности
в противовес закону, морали, самому обществу.
Из-за того, что этические нормы и нормы законодательства не
всегда совпадают, целесообразно выделять юридическую и социальную
ответственность. Юридическая ответственность напрямую связана с выполнением
законодательства, тогда как социальная ответственность берется на себя организацией
добровольно; нередко выражение «социальная ответственность» используется для
обозначения тех обязательств, которые имеются у организации и ее членов сверх
тех обязательств, которые они берут на себя в соответствии с законодательством.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Социолог
Социальные налоговые вычеты - ст.219 НК РФ
Социальное партнерство в сфере труда
Сочетание (соотношение) стратегии и тактики финансового менеджмента
Спасание людей - Кодекс внутреннего водного транспорта
Спасание людей
|