МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА
18. Конфликтность в менеджменте
Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно,
они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в
восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это
несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер.
Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность,
группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой
стороны. То есть конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более
сторонами. Менеджер, согласно своей роли,
находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать
его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из
важнейших функций руководителя.
С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов. Первый
– это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие
в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Существует
много методов разрешения таких конфликтов. Второй – это конфликт, вызванный
тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой
проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение
конфликтов, связанных с противоречием целей. И, наконец, третий – это чувственный
конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции,
лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают
друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия.
Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат
причины, связанные с психикой личности.
Можно выделить пять уровней конфликтов в организации:
внутри личности (связанные с противоречиями между «хочу», «могу» и «надо»
в человеке), между личностями (на профессионально-производственной,
социальной и эмоциональной почве), внутри
группы, между группами, внутри организации. Эти уровни тесно связаны между собой.
Так, внутриличностный конфликт может заставить индивида чувствовать себя агрессивно
по отношению к другим и вызвать тем самым личностный конфликт.
Источниками конфликта
могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, несбывшиеся ожидания,
ортодоксальность управления, недостаток самостоятельности и т.д.
Путями разрешения конфликтов
могут быть сила, власть, убеждение, сотрудничество, компромисс, уход от конфликта,
привлечение третьей силы, ведение игры и т.п.
Существуют следующие стратегии поведения в конфликте:
1) уход от взаимодействия;
2) сглаживание;
3) борьба;
4) сотрудничество и решение проблемы;
5) поиск компромисса.
Для разрешения организационных конфликтов широко используются так называемые
структурные методы управления конфликтом внутри организации. Эти методы
связаны с использованием изменений в структуре организации для разрешения
конфликтов, получивших развитие. Они направлены на снижение интенсивности
конфликта. В группу этих методов входят:
– методы, связанные с использованием руководителем своего положения
в организации (приказ, распоряжение, директива и т.п.);
– методы, связанные с «разведением» частей организации – участников
конфликта («разведение» их по ресурсам, целям, средствам и т.д.) или снижением
их взаимозависимости (дифференциация и автономизация подразделений);
– методы, связанные с созданием определенного «задела» в работе взаимозависимых
подразделений (запас материалов и комплектующих);
– методы, связанные с введением специального интеграционного механизма
для конфликтующих подразделений (общий заместитель, куратор или координатор
и т.п.);
– методы, связанные со слиянием разных подразделений и наделением
их общей задачей (например, объединение отдела труда и заработной платы
и отдела кадров в отдел развития персонала, призванный заниматься развитием
каждого отдельного работника в плане его роста, а не только расчетно-учетными
функциями).
Если конфликтная ситуация находится под контролем руководства, то такие
конфликты называют функциональными. Они оказывают положительное
воздействие на эффективность организации и полезны для нее. Функциональные конфликты
могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.д. Участвующие
в них стороны обычно контролируют себя и ситуацию.
Если ситуация выходит из-под контроля руководства, конфликт принимает
дисфункциональный характер. Дисфункциональный конфликт приводит
к снижению личной удовлетворенности сотрудников, эффективности группового сотрудничества,
ведет к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов,
вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Конфискация орудия совершения или предмета
административного правонарушения
Конфискация имущества - ст.104.1 УК РФ
Конфискация земельного участка
Концентраторщик
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Концентрация и централизация капитала
Концентрация производства и капитала. Резкое усиление концентрации производства и капитала во всех развитых странах после кризиса 1974-75 гг. Волна слияний и поглощений
|