МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.
II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА
16. Руководство: власть и партнерство
Об успехах менеджеров судят не по тому,
что они делают, а по тому,
как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только
воздействуя на них определенным образом или влияя на них.
В управленческой литературе способность
оказывать влияние на поведение
людей называется властью. Власть может относиться к индивиду,
группе и организации в целом.
Власть – это функция зависимости, а точнее,
взаимозависимости.
Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у
другого. Обладание властью – это возможность влияния на
удовлетворение потребностей.
Формы власти можно классифицировать так: 1) власть,
опирающаяся
на принуждение, обоснована верой в то, что руководитель имеет возможность наказывать
подчиненного; 2) власть, базирующаяся на вознаграждении, основана на вере исполнителя
в то, что влияющий
может удовлетворить потребности исполнителя; 3) экспертная власть строится на вере в то, что влияющий обладает специальными знаниями,
которые позволят удовлетворить потребность; 4) эталонная власть – власть примера основана на привлекательности черт влияющего
настолько, что его примеру хочется следовать; 5) законная власть построена
на вере исполнителя в то, что влияющий имеет право отдавать приказания, а долг
исполнителя – подчиняться.
Существует много способов управленческого
влияния – это и воздействие через общественные нормы, принципы и мораль
данной организации, и прямые приказы, поручения, и, наконец, негласный контроль,
манипулирование, закулисная игра и т. д.
Влияние и власть в равной мере зависят
от личности,
на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Поэтому реальной абсолютной власти не существует,
так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации, например,
власть только отчасти определяется
иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем
его формальных полномочий,
а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.
Вместе с тем в любой организации подчиненные
обладают властью над своими начальниками. Даже тюремные надзиратели в некоторой степени зависят от заключенных. Они допускают некоторые нарушения
тюремных правил со стороны заключенных в обмен на более
покорное поведение. Руководитель должен сознавать, что, поскольку подчиненные часто тоже обладают
властью, использование им в одностороннем порядке своей власти
в полном объеме может вызвать
у подчиненных адекватное противодействие.
Каждый эффективный руководитель должен
поддерживать разумный
баланс власти, достаточной для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста и непокорности.
Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть его коллеги-руководители,
секретари начальников, поскольку они обладают необходимыми ему информационными
ресурсами.
Делегирование – передача другим (обычно подчиненным) ответственности
и авторства операций и/или согласования определенных действий. Имеются различные
уровни делегирования (делегирование деятельности, но не оценок, ответственности,
авторства действий).
Достоинства делегирования:
– освобождение времени менеджера;
– возможность менеджеру заняться более важной работой (например,
стратегическими решениями);
– возможность более глубокой оценки потенциала подчиненных;
– мотивация тех, кому осуществляется делегирование;
– средство развития искусств и навыков сотрудников;
– работа с кадровым резервом.
Недостатки делегирования:
– организация делегирования требует определенной затраты времени
и усилий менеджера;
– имеется определенный риск;
– в организации может просто не быть людей с достаточными ресурсом
времени и компетенцией.
Список действий при делегировании:
1. Выделить существенное во всем многообразии активностей.
2. Определить активности, подлежащие делегированию.
3. Оценить выгоды делегирования.
4. Идентифицировать личности, пригодные для делегирования.
5. Обсудить передаваемые активности.
6. Определить временные рамки и обеспечение делегирования.
7. Определить уровни ответственности при делегировании.
8. Обзор и оценка результатов делегирования.
Что надо и чего не надо делать для успешного делегирования.
Надо: планировать делегирование; обсуждать планируемое делегирование
с соответствующими личностями; обязательно давать тем, кому делегированы полномочия,
закончить эффективно выполняемую работу.
Не надо: оставлять людей в состоянии сомнения;
включаться, диктовать ход работы, которая уже выполняется в порядке делегирования;
делегировать все активности одним и тем же сотрудникам; применять методы кредитования
при делегировании («потом посмотрим»).
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Руководитель следственного органа
Руководитель подразделения (Квалификационный справочник)
Руководитель группы по инвентаризации строений и сооружений
Рулевой
Русские княжества в условиях феодальной раздробленности (Батычко В.Т., 2009)
Русский речевой этикет
|