Г.Я. Гольдштейн
Стратегический инновационный менеджмент
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,
2004.
7. Отбор и оценка проектов
НИОКР
7.6.
Организация оценки проекта
Большая часть критериев не относится к научно-технической области.
Инновации (успешные и неуспешные) распространяются на всю компанию и становятся
частью ее экономической деятельности. Эффективность решений по оценке проектов
можно обеспечить лишь вовлекая в этот процесс тех, кого затрагивают факторы
оценок. В группу оценки целесообразно включать:
- специалистов в соответствующей научной области;
- специалистов в других научно-технических областях;
- пользователей результатами;
- людей, обладающих навыками менеджмента и знающих экономику;
- специалистов, прежде участвовавших в проведении оценок;
- людей, обладающих опытом в области формулирования научно-технической
политики.
Такие процедуры, как оценка проектов, являются частью операционных
взаимодействий в рамках структуры фирмы. Однако такие процедуры требуют и
хороших межличностных и межгрупповых отношений. Процедура оценки, там, где
она осуществляется эффективно, может стать важным элементом инновационного
процесса, позволяя учесть мнения руководителей других подразделений фирмы
(кроме НИОКР) на ранних стадиях НИОКР. Это ведет к усилению ответственности
последних и облегчает переход проекта от стадии НИОКР к производству и маркетингу.
Простейшим методом оценки является составление перечня всех
критериев, фильтрации идей. Поскольку оценка проектов по существу непрерывный
процесс и по мере выполнения проекта оценки детализируются и уточняются, то
в качестве рабочего перечня критериев такой оценки в [7] предлагается следующий.
А. Цели корпорации, стратегии, политики и ценности:
1. Совместим ли проект с текущей стратегией компании и
ее долгосрочными планами?
2. Оправдывает ли потенциал проекта изменения в стратегии?
3. Согласуется ли проект с представлениями о компании?
4. Соответствует ли проект отношению корпорации к риску?
5. Соответствует ли он отношению корпорации к нововведениям?
6. Отвечает ли временной аспект проекта требованиям корпорации?
Б. Рыночные критерии:
1. Отвечает ли проект четко определенным потребностям рынка?
2. Оценка общей емкости рынка.
3. Оценка доли рынка, которую сможет контролировать корпорация.
4. Оценка жизненного цикла продукта в виде товара.
5. Вероятность коммерческого успеха.
6. Вероятный объем продаж.
7. Временный аспект рыночного плана.
8. Воздействие на существующие продукты.
9. Ценообразование и восприятие потребителями.
10. Позиция в конкуренции.
11. Соответствие существующим каналам распределения.
12. Оценка стартовых затрат.
В. Научно-технические критерии:
Анализ должен исходить из того, что:
1. Соответствует ли проект стратегии НИОКР в компании?
2. Оправдывает ли потенциал проекта изменения в стратегии НИОКР?
3. Вероятность технического успеха.
4. Стоимость и время разработки.
5. Патентная чистота.
6. Наличие научно-технических ресурсов для реализации проекта.
7. Возможные будущие НИОКР на базе проекта и применения новой технологии.
8. Воздействие на другие проекты.
Г. Финансовые критерии:
1. Стоимость НИОКР.
2. Вложения в производство.
3. Вложения в маркетинг.
4. Наличие финансов в нужные моменты времени.
5. Влияние на другие проекты, требующие финансовых средств.
6. Время достижения точки безубыточности и максимальное отрицательное
значение расходов.
7. Потенциальный годовой размер прибыли.
8. Ожидаемая норма прибыли.
9. Отвечает ли проект критериям эффективности инвестиций, принятым в компании?
Д. Производственные критерии:
1. Новые технологические процессы.
2. Наличие численности и квалификации производственного персонала.
3. Соответствие имеющимся производственным мощностям.
4. Цена и наличие материалов.
5. Производственные издержки.
6. Потребности в дополнительных мощностях.
Е. Внешние и экономические критерии:
1. Возможные вредные воздействия продуктов и технологии.
2. Влияние общественного мнения.
3. Текущее и перспективное законодательство.
4. Воздействие на уровень занятости.
Все группы критериев, кроме финансовых, рассмотрены выше. Финансовые
критерии будут освещены в следующей главе.
Использование любого формализованного метода оценки не является
математическим расчетом потенциальной или ожидаемой эффективности проекта,
а имеет лишь цель определиться в его выборе. Каждая компания сама выбирает
форму и критерии оценки. Рейтинговые оценки имеют ряд преимуществ:
- легкость оценок проекта по разнородным критериям;
- возможность свертывания в единую оценку субъективных представлений
и точных данных;
- критерии оценок рождаются внутри фирмы и учитывают ее специфику.
Кроме оценок по частным критериям, необходимо установить рейтинговые
веса групп факторов и отдельных факторов, а далее осуществить свертывание
оценок в одну по выбранной методике (например, аддитивным или мультипликативным
образом). Более подробно получение интегральной технической оценки и интегральной
экономической оценки технических систем будет рассмотрено ниже.
Такой анализ исходит из того, что:
- каждый фактор, имеющий влияние на экономические параметры
проекта, должен быть тщательно оценен;
- отвергаются проекты, не удовлетворяющие хотя бы одному существенному
критерию;
- обнаруживается и оценивается необходимость в дополнительной информации;
- существует база для сопоставления проектов;
- существует процедура согласования действий руководителей фирмы, НИОКР
и других служб;
- разработана процедура обобщающей оценки (методы свертывания многокритериальных
оценок);
- последнее решение по проекту зависит от проницательности, конструктивной
позиции, интуиции руководителя корпорации.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Организация оплаты труда и задачи ее учета
Организация общеобразовательного и профессионально-технического обучения (Батычко В.Т., 2007)
Организация незаконной миграции
Организация перевозок пассажиров
Организация поточного и автоматизированного производства (под ред. Боровской М.А., 2008)
Организация преступного
сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)
|