Г.Я. Гольдштейн
Зарубежная практика менеджмента
Методическое пособие. Таганрог: ТРТУ, 1997.
6. Инновационный менеджмент (гл. 15 в /9/)
6.2. Инновационный менеджмент в фирмах ЯПОНИИ и США
Обследование компаний Японии показало приоритетное
использование в организации управления инновационным процессом проектных групп
- временных и постоянных.
Известно, что японские компании завоевывают мировой рынок
через разработку новых видов продукции. Так, компания "Сейко" первой
разработала часы на жидких кристаллах и в результате этого захватила крупнейшую
часть мирового рынка. Компания "Хонда" создала высококачественную
модель небольшого мотоцикла, которая вскоре стала доминирующей на мировом рынке
в своем классе. Это относится и к компании "Кэнон", и к
судостроительной фирме "Мацусита".
Японские фирмы придают большое значение творческой
разработке новых товаров на основе технологии своей компании. Они широко
используют комплексный подход к инновационной деятельности. Служба разработки
новой продукции у них обычно охватывает всю сферу деятельности компании.
Как и в американских фирмах в японских компаниях
относительно немного новых идей было материализовано в продуктах, внедренных в
массовое производство и доведенных до продажи на рынке. В японских успешно
функционирующих компаниях по данным опроса 33% персональных идей дошли до
стадии технической разработки, 47%, из них - до стадии коммерческой разработки,
прогнозирования возможностей их реализации, 56% из них были полностью приняты и
материализованы в образцах, выпущены в массовое производство и дошли до рынка.
Общий удельный вес идей, полностью реализованных в массовом производстве и
потреблении, составил 8,7%. При этом из четырех новых продуктов лишь один
принимается потребителем и успешно реализуется на рынке, поэтому для успеха
одного нового изделия нужно продуцировать 18 новых идей.
В японских компаниях многие удачные идеи выдвигаются высшими
управляющими или в процессе их взаимодействия с низовыми звеньями управления,
как например в случае малотоксичного двигателя "Хонда", кварцевых
часов "Сейко", камеры с автоматической фокусировкой
"Копией", копировальной машины "Кэнон", оптических волокон
для передачи информации "Сумитомо", синтетической кожи
"Ультрасьюд" компании "Торей".
Источники
информации для разработки новых продуктов
Вид информации
|
Результаты японских фирм
по приоритетности ответов
|
Потребность
рынка
|
1.
Анализ использования изделий-аналогов
2.
Информация из системы сбыта
3.
Отчеты и предложения торговых посредников
4.
Исследование быстрорастущих секторов сбыта
5.
Исследование недостатков производимых видов продукции
6.
Специальные исследования рынка для обнаружения неудовлетворенности
потребностей
7.
Информация о заменителях
8.
Заказы и заявки потребителей
9.
Интервью, взятые у покупателей
10.
Информация о важнейших видах сырья
11.
Информация поставщиков
12.
Информация куратора рынка
|
Конкурент-ные
изделия
|
1.
Тенденции в разработке новых изделий конкурирующими фирмами
2.
Удачные изделия других компаний, в том числе иностранных
3.
Наблюдение за товарами-аналогами или родственными товарами на выставках и в
магазинах
|
Зародыши
новых изделий в науке и технике
|
1.
Направление научных исследований конкурирующих компаний
2.
Патентная информация
3.
Мнений экспертов по технике и технологии
4.
Мнения экспертов по эксплуатации, использованию товаров
5.
Статьи в академических журналах
6.
Отчеты о научных конференциях и совещаниях
|
Выявление
новых преимуществ и слабых сторон
|
1.
Маркетинг
2.
Исследовательский потенциал
3.
Производственная деятельность
|
Важнейшими факторами успеха во внедрении новой продукции у
японских компаний являются:
·
поддержка высшего руководства компании;
·
удачная организационная структура, солидный исследовательский
потенциал и широкие возможности в области маркетинговой деятельности;
·
ориентация разработчиков новых изделий на потребности рынка как
высшего критерия успеха, для чего необходимо тщательное изучение всех условий
рынка данного товара;
·
поведение людей, участвующих в разработке новых изделий, а также
наличие сильного организатора этого процесса;
·
уникальность новой продукции.
В компаниях США затраты на разработку новой продукции
распределяются следующим образом (% сметных затрат):
Фундаментальные (базисные)
исследования
Прикладные разработки
Подготовка технологического
оборудования и строительство новых предприятий
Организация сбыта (включая рекламу,
стимулирование продаж, сбытовую сеть, товародвижение)
|
3 - 6
7 - 18
40 - 60
10 - 27
|
В американской компании "Дженерал моторс",
несмотря на мощную научно-исследовательскую базу, руководство научно-исследовательскими
подразделениями до недавнего времени было ограничено в выборе направлений
НИОКР. Это во многом объяснялось тем, что на первое место выдвигались
производственные и финансовые проблемы. Научно-исследовательским подразделениям
отводилась роль "устранителей неисправностей", а не создателей новой
продукции.
"Дженерал моторс" в последние годы осуществила
кардинальную перестройку своей сложной и малоэффективной структуры управления.
Из пяти производственных отделений были образованы две группы: по выпуску
крупных автомобилей и малолитражных автомобилей. Это потребовало создания новой
информационной системы, включающей банки данных с использованием компьютеров,
системы телекоммуникаций. Для реализации таких задач была приобретена фирма
"Электроник Дейта системз". В 1985 г. в структуре "Дженерал
моторс" была создана проектно-целевая группа по разработке новой модели
малолитражного автомобиля "Сатурн". Начало было положено в
1982 г. инженерным проектом такого автомобиля. Проводя реорганизацию
структуры управления "Дженерал моторс" ориентировалась как на новые
формы организации разработки новых моделей, так и на создание новой системы
сквозного управления, предполагающей развитие горизонтальных взаимосвязей между
подразделениями, перестройку сбытовой сети, введение новых принципов в систему
заработной платы и стимулирование персонала.
Проект "Сатурн" фирмы "Дженерал моторс"
предусматривал, что завод "Сатурн" получает оперативную самостоятельность,
его работники переводятся на оклад, составляющий 80% суммы, обычно получаемой
членами профсоюза автомобилестроителей на других предприятиях "Дженерал
моторс". Кроме того, они могут получить оставшиеся 20% и более в зависимости
от прибыли завода, распределяемой по прогрессивной системе.
Сам автомобиль и система его производства были
сконструированы совместно "Дженерал моторс" и профсоюзом автомобилестроителей.
Около 100 специалистов из "Дженерал моторс" и профсоюза собирались
летом 1983 г., чтобы разработать новую американскую систему производства,
основанную на лучшем мировом опыте.
Создатели "Сатурна" построили проект не в виде
пирамиды, а как систему концентрических кругов, в центре которой находятся
комплексные бригады в 15-20 человек. Бригады координируют работу и
обслуживаются группой руководителей компании и профсоюзных деятелей, стоящих во
главе отделения. Отделение поддерживается другим кольцом - производственными
наблюдательными комитетами, которые координируют процесс производства в целом и
отношения с поставщиками. Внешнее кольцо представлено совместным профсоюза и
фирмы стратегическим наблюдательным комитетом, определяющим направление
развития всей организации.
Литература к гл. 6: 3, 5, 6, 7(гл.14), 9(гл.15), 11, 14.
15, 18, 21.
Похожие материалы:
Инновационный менеджмент
Инновационный менеджмент (Ланкин В.Е. и др.)
Инновационный менеджмент
Инновационный менеджмент. Предмет и задачи курса
Инокуляторщик (Выпуск №29 ЕТКС)
Инспектор по кадрам
|