Экономика, организация и управление на предприятии Учебник/ Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 440с.
4. Система управления предприятием
4.3. Процесс управления маркетингом
4.3.2. Маркетинговый подход к управлению
Применяя системный
подход, субъект управления должен обеспечивать высокое качество выхода данной
системы (при условии высокого качества ее входа), который одновременно является
входом другой системы ‑ потребителя. Например, одним из компонентов
(функций) такой системы, как отдел маркетинга, являются нормативы
конкурентоспособности перспективного товара, который будет разрабатываться в
дальнейшем научно-исследовательской организацией (НИО) и конструкторским бюро
(КБ). Эти нормативы являются выходом системы маркетинга и одновременно входом
следующей по ходу системы ‑ НИО, обеспечивающей научное подтверждение
технических решений или возможности достижения нормативов конкурентоспособности
объекта. Выход системы НИО является входом системы КБ.
На «входе» отдела
маркетинга ‑ информация, кадры, нормативно-методические документы,
технические средства и другие компоненты, необходимые для маркетинговых
исследований. Если какой-нибудь из компонентов входа не будет отвечать
требованиям качества процесса исследований в отделе маркетинга, то и качество
«выхода» отдела маркетинга (например, результаты сегментации рынка, нормативы
конкурентоспособности объекта, параметры организации продвижения объекта на
рынок) не будет отвечать будущим требованиям потребителей. Значит, качество
«входа» НИО по компоненту «нормативы конкурентоспособности будущего объекта»
будет низким. На следующих стадиях в этом случае нерационально тратить
средства, так как на «выходе» КБ документация на объект (в смысле качества
товара и ресурсосбережения, а не качества чертежей) не будет отвечать
требованиям конкурентоспособности. Как бы хорошо ни работали НИО и КБ, если
«выход» отдела маркетинга низкого качества, то и «выход» КБ будет низкого
качества.
Вместо систем отдела
маркетинга НИО и КБ могут быть совершенно другие, но взаимосвязанные системы
(т.е. входящие подсистемами в глобальную систему). Например, КБ →
технологический отдел → отдел подготовки производства. Или отдел
материально-технического обеспечения → заготовительные цехи →
обрабатывающие цехи; технологический отдел → инструментальный цех →
механический цех и т.д. Цепочек должно быть столько, сколько требуется для
обеспечения (входа), производства (процессов) и выпуска товара (выход) в
соответствии с планами. При построении цепочек исходя из необходимости выполнения
цели системы менеджмента в ходе проектирования организационной и
производственной структур должны соблюдаться требования системного и
комплексного подходов, принципы организации системы менеджмента.
Если каждая система
(подсистема) будет соблюдать концепцию маркетинга по ориентации любой
деятельности на потребителя, то качество их выхода будет высоким и
соответственно будет высоким качество выхода глобальной системы. Для реализации
этой концепции необходимо сначала анализировать качество и взаимосвязи с
внешней средой (и по возможности улучшать эти связи), принимать на основе
анализа меры по обеспечению высокого качества входа и только потом повышать
качество процесса в самой системе (т.е. стабилизировать управление, повышать
его эффективность, организованность, качество). В настоящее время вместо
маркетингового подхода в основном применяется производственный подход,
ориентированный сначала на совершенствование технологии и организации в самой
системе и только потом на улучшение остальных компонентов системы. Можно
израсходовать миллионы рублей на развитие организационно-технического уровня
производства предприятия и получить нулевой результат, если качество входа не
отвечает требованиям обеспечения конкурентоспособности выхода системы.
Маркетинговый подход
предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на
потребителя. Например, выбор стратегии предприятия должен осуществляться на
основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических
потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка,
прогнозирования жизненного цикла будущих товаров, анализа конкурентоспособности
товара предприятия и товаров конкурентов, прогнозирования их конкурентных
преимуществ, прогнозирования механизма действия закона конкуренции. Выполнение
перечисленных функций стратегического маркетинга является сложнейшей проблемой.
Маркетинговый подход следует применять при решении любой задачи в любом
подразделении предприятия и других объектов. При применении маркетингового подхода
приоритетами выбора критериев управления являются следующие:
1)
повышение качества объекта (выхода системы) в соответствии с запросами
потребителей;
2)
экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества объектов;
3)
экономия ресурсов в производстве объекта за счет реализации фактора
масштаба, научно-технического прогресса, совершенствования системы менеджмента.
В условиях
централизованно-плановой системы хозяйствования приоритетами альтернативного
производственного подхода были следующие:
-
снижение себестоимости продукции (иногда выгоднее было повышать
себестоимость);
-
повышение качества продукции; затраты у потребителя продукции не
регламентировались и не управлялись.
В настоящее время маркетинговый подход на стадии
формирования стратегии объекта применяется редко в связи со значительными
трудностями в прогнозировании запросов потребителей, нежеланием или неумением
большинства менеджеров и специалистов применять современные методы и подходы.
Деятельность организации любой формы собственности должна начинаться со
стратегического маркетинга, а заканчиваться тактическим маркетингом.
Перечень критериев
соответствия организационной структуры предприятия концепции маркетинга, их
весомость и рекомендации для оценки приведены в табл.4.1.
Таблица 4.1
|
Перечень
критериев соответствия организационной структуры предприятия концепции
маркетинга
|
Критерии
|
Весомость критерия, доли единицы
|
Рекомендации экспертам для оценки критерия
|
1.Наличие
в организационной структуре должности заместителя генерального директора по
маркетингу
|
0,30
|
Всем критериям эксперты присваивают от 0 до 10
баллов. Чем выше профессиональный уровень заместителя генерального директора
по маркетингу, тем выше балл. При отсутствии этой должности значение критерия
равно нулю
|
Критерии
|
Весомость критерия, доли единицы
|
Рекомендации экспертам для оценки критерия
|
2.
Наличие в отделе маркетинга служб по выполнению соответствующих функций
|
0,25
|
Основными функциями отдела маркетинга являются
информационное обеспечение, исследование рынка и конъюнктуры, разработка нормативов
конкурентоспособности, разработка стратегии организации, реклама, выбор
каналов сбыта продукции и стимулирование, анализ соблюдения концепции
маркетинга, разработка концепции сервиса продукции организации. Чем в большем
объеме и качественнее выполняются функции, тем выше значение критерия. При
отсутствии отдела маркетинга значение критерия равно нулю
|
3.
Наличие маркетологов ‑ координаторов по конкретным видам товаров на
конкретных рынках
|
0,15
|
Эксперты должны изучать организационную структуру
прикрепления маркетологов к конкретным товарам и рынкам, их квалификацию,
эффективность работы и на основе анализа этой информации устанавливать балл
(от 0 до 10). При отсутствии маркетологов-координаторов значение критерия
равно нулю
|
Критерии
|
Весомость критерия, доли единицы
|
Рекомендации экспертам для оценки критерия
|
4.
Наличие в нормативно-методической документации (НМД) требований об ориентации
деятельности на потребителя
|
0,10
|
В любой НМД (стандарте предприятия, методике,
положении, инструкции, пояснительной записке и т.п.) должны быть требования
об ориентации деятельности на потребителя. Требования могут быть следующими:
«Сначала повышай качество, потом снижай свои издержки», «Сначала снижай
затраты потребителя, потом ‑ свои», «Выход твоей системы всегда должен
быть отличного качества», «Сначала удовлетвори запросы потребителя, потом ‑
свои», «Потребитель всегда прав», «Проводи оценку работы каждого по ходу
процесса» и т.д.
|
5.
Наличие НМД по различным функциям маркетинга
|
0,10
|
Функции маркетинга перечислены в п. 2 таблицы. Чем
качественнее и полнее состав НМД, тем выше балл
|
6.
Проведение анализа и оценки принципов рационализации структур
|
0,10
|
Перечень принципов рационализации структур и
рекомендации по их оценке приведены в теме 9. Чем качественнее оценка и
анализ соблюдения принципов рационализации структур, тем выше балл
|
Итого
|
1,00
|
от 0 до 60
|
|
|
|
|
Экспертную группу
рекомендуется формировать из 5—7 высококвалифицированных специалистов, знающих
менеджмент, маркетинг, экономику и технику. Желательно, чтобы в эту группу
входили один потребитель и менеджеры высшего звена (главные специалисты)
организации. При проведении обязательной сертификации системы качества
организации все члены экспертной группы должны быть сторонними. Перечень критериев
соответствия управленческих и производственных процессов концепции маркетинга
приведен в табл. 4.2.
Таблица 4.2
|
Перечень критериев соответствия
управленческих и производственных процессов концепции маркетинга
|
Критерии
|
Весомость критерия, доли единицы
|
Рекомендации экспертам по оценке критерия
|
1.
Проведение анализа и оценки качества работ (продукции) по стадиям их
жизненного цикла, управленческих и производственных процессов
|
0,30
|
Идея в том, что уровень качества выхода системы
(организации, подразделения и т.д.) определяется наименьшей оценкой качества
на предыдущих стадиях. Например, если качество входа системы оценивается на
«удовлетворительно», то, как бы хорошо ни проходил процесс, на выходе системы
тоже будет «удовлетворительно». Поэтому сначала следует повышать качество
входа системы (за счет выбора конкурентоспособных поставщиков) и только потом
‑ качество процесса. Число баллов присваивается от 0 до 10
|
2.
Проведение оценки и анализа соблюдения принципов рационализации процессов
|
0,20
|
Чем качественнее оценка и анализ соблюдения
принципов рационализации процессов, тем выше балл
|
3.Регулярная
оценка и анализ эффективности маркетинга
|
0,20
|
Перечень показателей эффективности маркетинга
приведен в табл. 5.1. Чем лучше эти показатели, тем выше балл
|
4.
Действие системы ответственности за несоблюдение концепции маркетинга
|
0,15
|
Система ответственности за несоблюдение концепции
маркетинга должна быть конкретной, персонифицированной. Чем действеннее эта
система, тем выше балл
|
5.
Действие системы стимулирования соблюдения концепции маркетинга
|
0,15
|
В структуре оплаты труда менеджеров и специалистов
должна быть доля премии за соблюдение концепции маркетинга. Чем действеннее
эта система, тем выше балл
|
На эффективность
деятельности организации оказывает влияние множество факторов, удельный вес
которых зачастую бывает трудно определить. Маркетинг (стратегический и
тактический) оказывает влияние на все стороны деятельности организации. Так, от
качества нормативов конкурентоспособности зависит эффективность НИОКР,
инновационной деятельности. Качество рекламы во многом определяет интенсивность
сбыта уже изготовленной продукции. Эффективность маркетинга лучше определять по
каждому мероприятию, направленному на соблюдение перечисленных в табл. 4.1 и 4.2
критериев соответствия структур и процессов концепции маркетинга. В целом
внедрение мероприятий программы повышения эффективности маркетинга может
привести к улучшению следующих показателей эффективности деятельности
организации:
·
прибыли в целом по организации, а также по отдельным видам
товаров и рынкам;
·
рентабельности продаж по видам товаров и рынкам;
·
доли рынка по видам товаров;
·
устойчивости функционирования организации и др.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Износ и амортизация основных средств
- Решения по распределению
- Экономическое содержание, состав и структура основных средств
- Решения по распределению
Похожие материалы:
Маркетинговый подход к разработке и выведению на рынок нового товара
Экономика и управление предприятием: Маркетинговый подход к предпринимательской деятельности
Маркетинговый подход и роль НИОКР
Маркировка зданий и сооружений
Маркировщик деталей и приборов (Выпуск №20 ЕТКС)
Марксизм
|