Г.Я.
Гольдштейн
Основы менеджмента: конспект лекций
Таганрог: ТРТУ, 1997. - 145 с.
15. РОЛЬ НИОКР В МЕНЕДЖМЕНТЕ ФИРМЫ КАК СУБЪЕКТА РЫНКА
15.1. Соотношение типов технологий и менеджмента в фазах жизненных циклов продуктов
Различают при сопоставлении с жизненным циклом продукта
(а, следовательно, и СЗХ) три типа технологии:
- стабильная (технология практически не меняется в течение жизненного цикла
продукта);
- плодотворная (технология "порождает" все новые и новые продукты
и, следовательно, существует в нескольких жизненных циклах взаимозаменяющих
продуктов);
- изменчивая (меняется в течение жизненного цикла продукта).
В зависимости от типа технологии в разных фазах
жизненного цикла продукта определяются критические сферы управления фирмой,
а также меняется роль сферы НИОКР. Это иллюстрировано таблицей 15.1.
Таблица 15.1
Роль сфер управления фирмой при различных
типах технологии
15.2. Взаимоотношения сфер НИОКР и общего руководства
фирмы
Общее руководство фирмы и работники сферы НИОКР
при естественно общих целях в стратегии фирмы, тем не менее, могут иметь свои
групповые цели. Положение может осложниться, если фирма предполагает использовать
результаты НИОКР, выполненные в других учреждениях. При этом могут возникнуть
информационные, семантические разрывы и разрывы в понимании "цели - затраты".
В результате этого возможны 4 ситуации (рис.54).
Рис. 54. Варианты результатов возможных
оценок дохода и эффективности новой продукции
Поэтому при переговорах по результатам НИОКР предпринимателю
важно четко поставить следующие вопросы:
- можете ли Вы по результатам Ваших исследований указать пути к созданию коммерческих
товаров?
- за какое время можно получить практический выход?
- в какой стадии разработки находится предполагаемый товар?
Лучше всего составить совместную записку по схеме:
- поле деятельности,
- товар (услуги),
- рынок,
- ожидаемый годовой доход (на 5 лет),
- требуемый капитал,
- дополнительные комментарии.
Если оформляется лицензия на продажу, то отчисления
составляют обычно 5% от объема продаж за период лицензирования.
Аргументы за лицензирование:
- хорошие рабочие отношения, избежание дублирования усилий при внедрении,
- возможное снижение себестоимости изделия,
- увеличение престижа обеих сторон,
- возможность разработчикам выйти на определенный рынок.
Аргументы против:
- производитель может создать сверхтехнологию и стать конкурентом,
- ограничиваются возможности совершенствования технологии с обеих сторон.
При решении вопросов о коммерческом использование
результатов НИОКР следует учесть такие соотношения между технологией и фазой
развития рынка фирмы (рис. 55).
Рис. 55. Соотношения двух фаз развития
технологии и рынка
15.3. Оценка КСФ в области НИОКР
Оценка основных технологических факторов, влияющих
на КСФ производится по табл. 15.2.
Таблица 15.2
Оценка частных факторов КСФ в области
НИОКР
Факторы
|
Интенсивность факторов
|
Важность
|
Разрыв
|
Приоритеты в действиях
|
1. Инвестиции в НИОКР:
Доля затрат на НИОКР в прибыли.
Доля затрат на НИР в прибыли.
Доля затрат на ОКР в прибыли.
|
низкая - высокая
|
|
|
|
2. Позиция в конкуренции:
Лидерство в НИР.
Лидерство в ОКР.
Лидерство в разработке технологии.
|
последователь - новатор
|
|
|
|
3. Динамика продукции:
Частота появления новой продукции.
Длительность жизненного цикла продукции.
Технологическая новизна продукта.
|
низкая - высокая
длинный - короткий
незначительная - существенная
|
|
|
|
4. Динамика технологии:
Длительность жизненного цикла технологии.
Частота появления новых технологий.
Число конкурирующих технологий
|
длительная - короткая
малая - большая
одна - много
|
|
|
|
5. Динамика конкурентоспособности:
Технологические различия в продукции.
Значение технологии в производстве.
Интенсивность конкуренции.
Моральное старение продукции.
Чувствительность технологии к государственному регулированию.
|
отсутствуют - большие
малое - ключевое
низкая - высокая
частое - отсутствует
ключевое значение - малое
|
|
|
|
Интенсивность отдельных факторов, определяющих техническую
политику фирмы, оценивается в баллах (от 0 до 5). В графе "Важность"
указывается в этих же баллах значение данного фактора для бизнеса фирмы. Заполнение
графы "Разрыв" и "Приоритеты в действиях" дают информацию
для стратегических действий фирмы в среде НИОКР.
15.4. Общее влияние технологии на стратегию фирмы
и ее конкурентный успех
На схеме рис. 56 показано общее влияние технологии,
социально-политических групп, возможностей и действий фирмы на ее конкурентный
успех.
Мы видим, что наличие потребности на рынке в продукте
и технологии для этого производства создает технологически обоснованную позицию.
Соединение этих факторов с экономическими возможностями покупателей дает виртуальную
экономическую позицию (без учета возможной конкуренции). И только учет действий
покупателей на рынке, конкурентов, государства, социально - политических групп,
а также возможности фирмы и стратегия их использования создают позицию конкурентного
успеха фирмы в производстве и коммерческой реализации товара.
Рис. 56. Схема формирования позиции
конкурентного успеха фирмы
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка
Розыск подозреваемого, обвиняемого
Роль банков в коммерческой деятельности
Роль государственного сектора в кругообороте доходов и продуктов (Фролова Т.А.)
Роль и место бизнес-плана в инвестиционном менеджменте
|