Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Менеджмент

Г.Я. Гольдштейн
Основы менеджмента: конспект лекций

Таганрог: ТРТУ, 1997. - 145 с.

Предыдущая

15. РОЛЬ НИОКР В МЕНЕДЖМЕНТЕ ФИРМЫ КАК СУБЪЕКТА РЫНКА

15.1. Соотношение типов технологий и менеджмента в фазах жизненных циклов продуктов

Различают при сопоставлении с жизненным циклом продукта (а, следовательно, и СЗХ) три типа технологии:
- стабильная (технология практически не меняется в течение жизненного цикла продукта);
- плодотворная (технология "порождает" все новые и новые продукты и, следовательно, существует в нескольких жизненных циклах взаимозаменяющих продуктов);
- изменчивая (меняется в течение жизненного цикла продукта).

В зависимости от типа технологии в разных фазах жизненного цикла продукта определяются критические сферы управления фирмой, а также меняется роль сферы НИОКР. Это иллюстрировано таблицей 15.1.

Таблица 15.1

Роль сфер управления фирмой при различных типах технологии

15.2. Взаимоотношения сфер НИОКР и общего руководства фирмы

Общее руководство фирмы и работники сферы НИОКР при естественно общих целях в стратегии фирмы, тем не менее, могут иметь свои групповые цели. Положение может осложниться, если фирма предполагает использовать результаты НИОКР, выполненные в других учреждениях. При этом могут возникнуть информационные, семантические разрывы и разрывы в понимании "цели - затраты".

В результате этого возможны 4 ситуации (рис.54).

Рис. 54. Варианты результатов возможных оценок дохода и эффективности новой продукции

Поэтому при переговорах по результатам НИОКР предпринимателю важно четко поставить следующие вопросы:
- можете ли Вы по результатам Ваших исследований указать пути к созданию коммерческих товаров?
- за какое время можно получить практический выход?
- в какой стадии разработки находится предполагаемый товар?

Лучше всего составить совместную записку по схеме:
- поле деятельности,
- товар (услуги),
- рынок,
- ожидаемый годовой доход (на 5 лет),
- требуемый капитал,
- дополнительные комментарии.

Если оформляется лицензия на продажу, то отчисления составляют обычно 5% от объема продаж за период лицензирования.

Аргументы за лицензирование:
- хорошие рабочие отношения, избежание дублирования усилий при внедрении,
- возможное снижение себестоимости изделия,
- увеличение престижа обеих сторон,
- возможность разработчикам выйти на определенный рынок.

Аргументы против:
- производитель может создать сверхтехнологию и стать конкурентом,
- ограничиваются возможности совершенствования технологии с обеих сторон.

При решении вопросов о коммерческом использование результатов НИОКР следует учесть такие соотношения между технологией и фазой развития рынка фирмы (рис. 55).

Рис. 55. Соотношения двух фаз развития технологии и рынка

15.3. Оценка КСФ в области НИОКР

Оценка основных технологических факторов, влияющих на КСФ производится по табл. 15.2.

Таблица 15.2

Оценка частных факторов КСФ в области НИОКР

Факторы

Интенсивность факторов

Важность

Разрыв

Приоритеты в действиях

1. Инвестиции в НИОКР:
Доля затрат на НИОКР в прибыли.
Доля затрат на НИР в прибыли.
Доля затрат на ОКР в прибыли.

низкая - высокая

     

2. Позиция в конкуренции:
Лидерство в НИР.
Лидерство в ОКР.
Лидерство в разработке технологии.

последователь - новатор

     

3. Динамика продукции:
Частота появления новой продукции.
Длительность жизненного цикла продукции.
Технологическая новизна продукта.


низкая - высокая
длинный - короткий
незначительная - существенная

     

4. Динамика технологии:
Длительность жизненного цикла технологии.
Частота появления новых технологий.
Число конкурирующих технологий


длительная - короткая
малая - большая
одна - много

     

5. Динамика конкурентоспособности:
Технологические различия в продукции.
Значение технологии в производстве.
Интенсивность конкуренции.
Моральное старение продукции.
Чувствительность технологии к государственному регулированию.


отсутствуют - большие
малое - ключевое
низкая - высокая
частое - отсутствует
ключевое значение - малое

     

Интенсивность отдельных факторов, определяющих техническую политику фирмы, оценивается в баллах (от 0 до 5). В графе "Важность" указывается в этих же баллах значение данного фактора для бизнеса фирмы. Заполнение графы "Разрыв" и "Приоритеты в действиях" дают информацию для стратегических действий фирмы в среде НИОКР.

15.4. Общее влияние технологии на стратегию фирмы и ее конкурентный успех

На схеме рис. 56 показано общее влияние технологии, социально-политических групп, возможностей и действий фирмы на ее конкурентный успех.

Мы видим, что наличие потребности на рынке в продукте и технологии для этого производства создает технологически обоснованную позицию. Соединение этих факторов с экономическими возможностями покупателей дает виртуальную экономическую позицию (без учета возможной конкуренции). И только учет действий покупателей на рынке, конкурентов, государства, социально - политических групп, а также возможности фирмы и стратегия их использования создают позицию конкурентного успеха фирмы в производстве и коммерческой реализации товара.

Рис. 56. Схема формирования позиции конкурентного успеха фирмы

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)

Похожие материалы:
Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка
Розыск подозреваемого, обвиняемого
Роль банков в коммерческой деятельности
Роль государственного сектора в кругообороте доходов и продуктов (Фролова Т.А.)
Роль и место бизнес-плана в инвестиционном менеджменте



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру