Т.А. Фролова
Экономика предприятия
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Тема 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
4. Внешняя и внутренняя среда предприятия
Предприятие –
это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного
взаимодействия с окружающей (внешней) средой.
Внешняя
среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов,
экономических, общественных и природных условий, национальных и
межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов,
действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его
деятельности.
Внешнюю среду
подразделяют на:
микросреду
- среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики
материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия,
торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы,
финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;
макросреду,
влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную,
демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую
и международную среду.
Предприятие
должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее
существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно
использовать благоприятные возможности.
Поставщики
- это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие
материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для
производства конкретных товаров или услуг.
Основными
клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных
клиентурных рынках:
-
потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного
потребления);
-
производителей (организации, приобретающие продукцию
производственно-технического назначения);
-
промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их
перепродажи с прибылью для себя;
-
государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных
нужд);
-
международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных
рынков).
Маркетинговые
посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и
распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые
посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по
оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Конкуренты
- соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта
товаров, за получение наивысшей прибыли.
Предприятиям
для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать
своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и
тактику.
Контактные
аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес
к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных
целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа,
акционеры), средства информации, различные государственные учреждения
представительной и исполнительной власти, население и общественные
организации.
В макросреде
предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в
микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и
непредсказуемость последствий.
Природные
факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья,
вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс
рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Демографические
факторы. Для демографической среды характерны: увеличение смертности,
снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих.
Снижение
рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках –
детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать
свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего,
предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры населения по
возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к. в
трудоспособном возрасте во многих регионах оказалась меньшая часть населения.
Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем
технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и
автоматизации производственных процессов.
Научно-технические
факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и
интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса,
включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания,
конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее
освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в
народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных
предприятий, растет производительность труда повышается эффективность
производства.
Экономические
факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад
промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля
относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования,
спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и
динамика цен, безработица и др.
Экологические
факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и
усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства
природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за
доброкачественностью и безопасностью товаров.
Политические
факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия
определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее
характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности,
повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за
соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут
привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат,
потере прибыли.
Международные
факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики,
изменение стоимости доллара и евро на мировом рынке, рост экономической мощи
отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие
новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие
внешнеэкономическую деятельность.
Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на
внешнюю среду.
Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к
одной обобщенной характеристике – прибыли. При этом, естественно, должны
учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней
среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:
-
производство,
-
маркетинг,
-
НИОКР,
-
финансовое управление,
-
общее управление.
Такое деление на сферы деятельности носит условный характер
и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах.
Каждое
предприятие – это сложная производственно-экономическая система с многогранной
деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к
главным:
1) комплексное
изучение рынка (маркетинговая деятельность);
2)
инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские
разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других
новшеств в производство);
3)
производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и
оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на
рынке);
4)
коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование
сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);
5) материально-техническое
обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий,
обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);
6)
экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования,
учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной
деятельности и т.п.);
7)
послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского
назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение
запасными частями для ремонта и т.д.);
8) социальная
деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового
коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей
собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные
учреждения, ПТУ и т.д.).
Рынок –
это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений,
которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу
купли-продажи.
Условия
функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и их
равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция,
являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.
Рынок
выполняет следующие функции:
а)
регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);
б)
контролирующую (определяет общественную значимость произведенного продукта и
затраченного на его производство труда);
в)
распределительную (устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции,
обеспечивающие сбалансированность экономики);
г) стимулирующую
(побуждает снижать индивидуальные затраты труда, использовать новую
технику);
д)
информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере);
е) санирующую
(очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентоспособных
хозяйственных единиц).
Инфраструктуру
рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления
деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных
контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся:
товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие
информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства
коммуникации.
Таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою
единую рыночную систему с частными рынками:
- потребления;
- научно-технической, экономической, политической
информации;
- капитала;
- рабочей силы;
- сырья, материалов и комплектации.
Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны
подчиняться определенным «правилам игры» - законодательным правилам и
ограничениям.
Предприятие,
являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы
социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного
и общегосударственного значения.
Поведение хозяйствующих
субъектов на рынке регулируется принципами:
-
взаимовыгодности и равноправия деловых отношений;
-
ответственности перед конечным потребителем;
-
достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за
счет инноваций;
-
экономного ведения хозяйства;
-
соблюдения этического кодекса предпринимательства.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Внешние долговые требования Российской
Федерации
Внешнеторговая политика государства - Проклин А.Н. Мировая экономика
Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
Внешняя и внутренняя среда предприятия
Внешняя проверка годового
отчета об исполнении федерального бюджета - ст.264.9 БК РФ
Внешняя проверка годового отчета об
исполнении бюджета
|