Т.В. Алесинская
Основы логистики. Функциональные области логистического управления
Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. 79 с.
1. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА
1.1. Основные цели и задачи закупочной логистики
В цепи поставок каждая организация покупает материальные
ресурсы (МР) у предыдущих поставщиков, добавляет к ним ценность и продает их
следующим потребителям. Таким образом, МР все дальше перемещаются по цепи
поставок, и каждая закупка становится своего рода толчком для
продолжения этого перемещения. Таким образом, снабжение предприятий различными
видами МР является механизмом, который фактически запускает материальные потоки
(МП) в движение по цепи поставок.
Закупочная логистика – это деятельность по
управлению МП в процессе снабжения предприятия МР: сырьем, материалами,
комплектующими, товарами. Она занимается организацией всех видов деятельности,
связанных с получением МР и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку,
временное хранения МР и др.
Закупки – это функция, отвечающая за
приобретение всех материалов, необходимых
организации. Обычно термин «закупки» относят к фактической покупке, а «снабжение» имеет более широкое значение.
Снабжение как функция может включать различные типы приобретений (закупку, аренду и т.д.), а также связанные с этим работы: выбор
поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование,
мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку,
складирование и приемку товаров,
полученных от поставщиков.
В широком смысле снабжение образует основное звено между
организациями, входящими
в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и
поставщиками.
В более узком смысле снабжение – важная функция менеджмента
на предприятии, так как:
1)
от цены и качества МР, своевременности их поставок зависит эффективность
производственного процесса (отсутствие брака, сбоев, простоев, низкая
себестоимость), качество ГП и, в конечном итоге, качество обслуживания
потребителей;
2)
на снабжение приходится значительная доля общих расходов предприятия (до
60%), поэтому даже небольшие улучшения в этой области могут принести
существенные выгоды.
Таким образом, эффективная организация снабжения является
основой для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности
предприятия.
Общая цель закупочной логистики –
создание надежной поставки материалов в организацию с максимально возможной
экономической эффективностью.
Основу экономической эффективности составляет
поиск и закупка необходимых материалов необходимого качества по минимальным
ценам.
Общая цель закупочной логистики декомпозируется на следующие
частные цели:
·
создание надежного
и беспрерывного МП в организацию;
·
тесное взаимодействие с
подразделениями, использующими эти
материалы, развитие взаимоотношений и понимание их запросов;
·
поиск подходящих
поставщиков, тесное взаимодействие с ними и
формирование выгодных отношений;
·
закупка необходимых
материалов и гарантия того, что они имеют приемлемое качество, доставляются вовремя и туда, куда необходимо, а также удовлетворяют
другим требованиям;
·
обеспечение
хорошей цены и условий поставок;
·
создание и поддержание
требуемых запасов, проведение подходящей политики запасов и т.д.;
·
быстрое
перемещение материалов через цепи поставок, экспедирование доставок в случае необходимости, постоянное отслеживание текущих условий, в том числе ожидаемого роста цен, возникновения дефицита, разработки
новых продуктов и т.д.
Основные задачи закупочной логистики
1.
Информационные:
1) определение
потребности в МР;
2) исследование рынков
закупок;
3) определение продуктов
и услуг, которые лучше приобрести на стороне – задача "сделать или
купить";
4) поиск, оценка и
выявление лучших поставщиков, цен, способов доставки продуктов и услуг – задача
выбора поставщика.
2.
Задачи реализации:
1) организация и
осуществление закупок: согласование цены и заключение договора на поставку;
выбор метода закупок; определение
требуемых складских площадей; подача заказов; документальное оформление
поставок; организация платежей; организация доставки к месту хранения;
экспедирование; составление графика
поставок, согласованного со всеми поставщиками;
организация приемки и размещения товаров на складе и т.д.;
2) контроль поставок:
соблюдение сроков закупки, соблюдение требований по объему поставок и качеству
МР, пункту назначения и др.;
3) подготовка бюджета
закупок.
3.
Задачи интеграции и координации закупок с
производством, сбытом, складированием, транспортированием, а также с
поставщиками:
1) тесное взаимодействие
с подразделениями, использующими МР, развитие взаимоотношений, понимание их
запросов;
2) обсуждение
ассортимента, объемов, сроков, цены, требований по качеству, упаковке, таре и
других параметров поставок с заинтересованными сторонами (конструкторами,
технологами, производственниками, специалистами по УЗ, складскими работниками,
транспортниками и др.);
3) согласование
деятельности подразделений предприятия, участвующих в продвижении МП от
поставщика к месту его непосредственного использования на предприятии;
4) анализ отношений с
поставщиками, отбор поставщиков для организации долгосрочного сотрудничества,
соблюдение правил работы с поставщиками и т.п.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Основные химические производства
Основные характеристики рынка недвижимости (Гриненко С.В.)
Основные характеристики российской экономики как среды бизнеса
Основные цели саморегулируемых организаций и
содержание их деятельности
Основные черты и особенности конституций (Батычко В.Т., 2011)
Основные черты международного права
|