В.Т. Батычко
Конституционное право России Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Лекция 1: «Конституционное право в системе российского права»
1.2. Система Конституционного права РФ
Конституционное
право, как и все отрасли права, состоит из большого числа правовых норм. Они
многообразны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений,
объекту регулирования и обширному перечню других признаков.
Конституционное
право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной
системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном
теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы
дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты),
обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В
системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи
конституционно-правовых норм.
Институтами
Конституционного права являются наиболее крупные правовые образования,
совокупности норм, не только обладающие определенным внутренним единством, но и
отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.
В системе
конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют
основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:
1) основы
конституционного строя;
2) основы
правового статуса человека и гражданина;
3) федеративное
устройство государства;
4) систему
органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Такое
строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности
тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна и
специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту
отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его
характеру.
Каждый
институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права,
характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи
нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других
институтов конституционного права.
Различия,
отражающие специфику каждого из названных институтов, можно проводить:
-
по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных
отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления,
установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.;
-
по особенностям механизма действия конституционно-правовых норм,
способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных
правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения
или через правоотношения общего характера;
-
по характеру направленности конституционно-правового регулирования.
Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на
обширные сферы общественных отношений, нормы других - конкретно регулируют те
или иные общественные отношения;
-
по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным
субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других - всем субъектам права,
всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус
субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;
-
по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм, формам
и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах
преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других
- конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые
нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;
-
по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых
норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму
выражения, в других - преобладающая часть норм выражена в текущем
законодательстве;
-
по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового
института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции,
в других - нормы конкретного регулирующего действия;
-
по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию
целей, заложенных в содержании конституционно-правовых норм. Нормы некоторых
конституционо-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть
претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования.
Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках
конституционно-правового регулирования;
-
по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего
назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части
его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании
отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы
правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность
конституционно-правового регулирования определяется закономерностями развития
той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую
оказывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо
не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые
нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;
-
по функциям, присущим каждому конституционно-правовому институту. Они
определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и
института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого
данного правового института показывают его назначение в общем воздействии
отрасли на предмет правового регулирования;
-
по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых
институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное
действие всех норм данного института.
Указанные
специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из
институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента,
составной части отрасли.
Институту,
который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя,
свойственны следующие специфические черты. Нормы этого института:
1) воздействуют
на общественные отношения путем установления определенных начал устройства
общества и государства;
2) как
правило, не порождают конкретных правоотношений;
3) определяют
сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных
отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института
не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;
4) адресованы
всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;
5) имеют
способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя,
могут быть изменены только путем принятия новой Конституции;
6) устанавливаются
преимущественно в конституционной форме;
7) являются
в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;
8) предполагают
для практической и правовой реализации содержащихся в них целей
"включение" всех отраслей права;
9) призваны
обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для
данного общества и государства.
Нормы данного
института по своим функциям являются определяющими для всех других институтов
конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.
Нормы
института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса
человека и гражданина:
1) воздействуют
на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания
государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;
2) реализуются
по преимуществу вне конкретных правоотношений;
3) входят
в сферу взаимоотношений государства и личности;
4) включают
в качестве субъекта права человека (гражданина) как такового, вне связи его с
каким-либо особым правовым статусом;
5) предусматривают
особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой
Конституции;
6) предполагают
подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных
прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений
(трудовых, гражданских, семейных и др.).
Институт,
объединяющий нормы, регулирующие государственное устройство России, т.е. ее
федеративное устройство, отличается специфическим кругом субъектов возникающих
на их основе конституционно-правовых отношений, их особой правоспособностью.
Имеются характерные черты и в составе норм данного института. Так, в
соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и
полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ осуществляется
Конституцией РФ, Федеральным и иными договорами.
Некоторые
особенности присущи соотношению федеральных законов и нормативных правовых
актов субъектов РФ по юридической силе. В предусмотренных Конституцией РФ
случаях последние имеют приоритет перед федеральными законами (ч. 6 ст. 76
Конституции РФ). Для норм данного института предусмотрен и особый характер их
охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, - путем
согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд
Российской Федерации.
Нормы
института, который определяет систему органов государственной власти и органов
местного самоуправления, имеют следующие особенности:
1) это
нормы преимущественно прямого регулирующего действия; они реализуются в
конкретных правоотношениях;
2) в
качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы
государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;
3) преобладающая
часть данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего
законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их
компетенцию, формы деятельности;
4) для
норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов,
соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из
субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых
осуществляется местное самоуправление.
Таким
образом, совокупность юридических особенностей, указанных выше, и придает
определенной группе конституционно-правовых норм качество элемента отрасли,
занимающего относительно самостоятельное положение в ее системе. Причем
исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли,
является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются
составляющими эти элементы нормами, т.е. предмет правового регулирования.
Анализ
системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление ее
составных частей, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения и места
каждого из них в этой системе.
В основе
такого подхода к системе отрасли лежит реальное соотношение тех сфер
общественных отношений, которые являются предметом регулирования нормами
конституционно-правовых институтов. Однако это соотношение может
рассматриваться лишь как первичная, исходная основа, определяющая структуру
отрасли. Очевидно, что она имеет и правовую основу. Правовая основа заключается
в том, что между конституционно-правовыми институтами существует такая правовая
форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки
для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.
Нормы
института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое
место в системе данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала
правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых
институтов.
На следующем
месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и
гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено
тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве
и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных
структур.
Конституционно-правовой
институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства,
создает предпосылки для организационного построения системы органов
государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в
Российской Федерации национально-государственные и политико-территориальные
образования, в соответствии с которыми строится система органов государства.
Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов
государственной власти и систему органов местного самоуправления.
При
характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее
соотношении с системой конституции, являющейся основным источником отрасли. Это
часть более общей проблемы - о соотношении системы права и системы законодательства.
Они связаны между собой, но полностью не совпадают.
Система
отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако
она выявляется и формулируется путем теоретических исследований, а потому
субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных
элементов. Система конституции - категория субъективная, поскольку
систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако
последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им
объективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми
нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама
группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное
значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли
конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает
как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка
норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы систем
общие, но закономерности их формирования имеют особенности.
Система
отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система
конституции - лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового
регулирования.
Как для
системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции
отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их
содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а следовательно,
и своеобразного круга субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в
конституции и в отрасли полностью не совпадает.
Для системы
отрасли характерен более высокий, чем для системы конституции, уровень
обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент системы отрасли
составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему
органов государственной власти, принципы их организации, основы их
взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены
по конституциям как Российской Федерации, так и республик в ее составе, по
уставам других субъектов Федерации.
И система
отрасли конституционного права, и система конституции не есть нечто застывшее,
раз навсегда данное. Они развиваются, отражая уровень правового воздействия на
общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной
реальности.
На каком-то
этапе конституция и отрасль конституционного права могут отставать от
объективно меняющихся потребностей. При создании необходимых условий происходит
существенная перестройка систем отрасли и конституции. Это находит свое
выражение в принятии новой конституции, изменении ее системы. Претерпевает
изменения и система отрасли. Такой процесс произошел на данном этапе развития
конституционного права России с принятием Конституции 1993 года. Она определила
новые концепции общественного развития, заложила новые принципы
конституционно-правового регулирования, ввела иные правовые институты. Это,
естественно, отразилось и на системе конституционного права как отрасли в
целом, и особенно на внутреннем строении каждого из ее правовых институтов.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Синхронная передача данных
Бухгалтерский учет: Синтетический учет расчетов по оплате труда
Синтетический учет расчетов по оплате труда
Система административного права
Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Система бизнеса
Система бюджетирования, ее роль в менеджменте
|